Zonda пытается объехать НефАЗ
10 ноября 2006 года

Власти Казани ведут переговоры с китайской Zonda Croup в связи с намерением оптимизировать пассажирские автоперевозки, заменив маловместительные «ПАЗы» и «ГАЗели» на большие автобусы (до 90 мест). С этой целью город рассчитывает прибрести около 1,2 тыс. автобусов. В минувшую субботу руководство Zonda Croup и руководитель исполкома Казани Марат Загидуллов в очередной раз рассматривали параметры будущей сделки. По сообщению пресс-службы горисполкома, стороны заключили предварительное соглашение о приобретении в 2007 году 1 тыс. автобусов.

l Zonda Group является одним из крупнейших автопроизводителей в Китае. Специализируется на производстве пассажирских и коммерческих автобусов. Производственная мощность завода составляет 15 тыс. единиц в год.
Между тем представитель московского ЗАО «АМК», которое является официальным дилером автозавода Zonda Croup в России, на условиях анонимности заявил „Ъ“, что китайский производитель не имеет российского сертификата одобрения типа транспортного средства на свои машины, из-за чего дилер намерен расторгнуть с ним агентское соглашение. «Мы выдвинули ультиматум: либо китайский автозавод вкладывает инвестиции в сертификацию, либо стороны разрывают агентское соглашение по продвижению техники Zonda в России», — пояснил собеседник „Ъ“.

Гендиректор «АМК Россия» Андрей Маслюк воздержался от комментариев, указав, что соглашение с китайским заводом остается в силе до конца 2006 года и может быть пролонгировано, если «Zonda Group приложит максимум усилий для вхождения на российский рынок». Представитель межотраслевого фонда сертификации автомобильной техники, являющегося подразделением ФГУП «Государственный центральный научно-исследовательский автомобильный институт», Александр Щепкин подтвердил, что «ни одна из трех моделей пассажирских автобусов Zonda не проходила сертификационную программу испытаний в России». По его словам, компания не заявляла о своем желании пройти эту процедуру в 2007 году. При этом он отметил, что сертификат является обязательным условием для начала эксплуатации техники.

Вместе с тем господин Щепкин сообщил, что китайские автобусы могут быть ввезены в Россию под видом подержанных, на что сертификата не требуется. Частные перевозчики утверждают, что на это пошли два года назад Красноярск, Иркутск, но потом разочаровались в качестве машин. Как заявил вчера „Ъ“ заместитель главы Ассоциации перевозчиков Красноярска Виктор Метелин, «красноярские перевозчики перестали покупать китайские автобусы, предпочтя им башкирские «НефАЗы».

Как писал „Ъ“ (в номере от 16 сентября 2006 года), ОАО «НефАЗ» также предлагает Казани свои автобусы. Компания с помощью материнского ОАО «КамАЗ» готова предоставить их на условиях 5-летнего лизинга под 10% годовых. При этом премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов заявил о возможности субсидировать приобретение 100 нефтекамских автобусов за счет республиканского бюджета. Однако вчера гендиректор НефАЗа Раиф Маликов сообщил „Ъ“, что контрактов у компании с городом пока нет. По словам представителей исполкома Казани, средняя цена этих автобусов составляет около 3 млн рублей, а в самой простой комплектации — 2,4 млн рублей. Это значительно дороже машин Zonda, которые, по данным исполкома Казани, продаются $43 тыс. за единицу. Такое преимущество является очень привлекательным для города, и поэтому Zonda Croup имеет довольно серьезные шансы на контракт с Казанью, стоимость которого оценивается примерно в $50 млн.

Луиза Игнатьева, Ольга Кудрина, "Ъ - Волга-Урал"